Положения об организации обучения инвалидов и лис с ОВЗ в МОБУ СОШ №6

ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ИНВАЛИДОВ
И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В МОБУ СОШ № 6
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Положение об организации обучения инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями здоровья (далее – Положение) в МОБУ СОШ № 6 (далее – Школа)
разработано в целях реализации гарантированных прав граждан на получение образования
для лиц с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов (далее – лица с
ОВЗ, обучающиеся с ОВЗ).
1.2. Обучающийся с ОВЗ – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и
(или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической
комиссией (далее – ПМПК) и препятствующие получению образования без создания
специальных условий. Обучающийся с ОВЗ может иметь или не иметь инвалидность.
1.3. Под специальными условиями обучения/воспитания понимаются специальные
образовательные программы, методы и методики развития, обучения, воспитания,
учебники, учебные пособия, дидактические и наглядные материалы, индивидуальные
технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования,
проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и другие условия, без
которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающихся с
ОВЗ.
1.4. Положение разработано в соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЭ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»;
- Приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- Приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
- Приказом Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении Порядка
обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг
в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»;
- другими нормативно-правовыми актами, регламентирующими обучение лиц
с ОВЗ;
- Уставом Школы и локальными нормативными актами Школы.

II. ПОРЯДОК ПРИЕМА ДЕТЕЙ С ОВЗ
2.1. Прием детей с ОВЗ в Школу осуществляется по территориальному принципу
в соответствии с общим порядком, установленным федеральным законодательством для
приема граждан в государственные образовательные учреждения. В приеме обучающихся
с ОВЗ с других территорий может быть отказано по причине отсутствия в ней свободных
мест.
2.2. Лица с ОВЗ принимаются на обучение по АООП только на основании
заключения и рекомендаций ПМПК и на основании письменного заявления родителей
(законных представителей) на создание специальных условий обучения и воспитания в
Школе.
2.3. Решение об оптимальной форме организации образовательного процесса
обучающегося с ОВЗ при поступлении в Школу принимает психолого-педагогический
консилиум (далее – ППк, Консилиум) на основании данных углубленного динамического
психолого-педагогического обследования и при согласии родителей (законных
представителей). Решение Консилиума оформляется соответствующим протоколом.
Зачисление (перевод) обучающегося с ограниченными возможностями здоровья
осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) и оформляется
приказом руководителя образовательного учреждения.
III. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ЛИЦ С ОВЗ
3.1. В Школе должны быть созданы специальные условия обучения для детей
с ТНР, ЗПР, НОДА, РАС варианты 1 и 2 с интеллектуальными нарушениями.
Обучение по варианту 1 ФГОС ОВЗ организуется по АООП, при необходимости –
в соответствии с индивидуальным учебным планом. При прохождении обучения в
соответствии с индивидуальным учебным планом его продолжительность может быть
изменена с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного
обучающегося. АООП для таких обучающихся разрабатывается в части программы
коррекционной работы, которая реализуется, как в урочной, так и во внеурочной
деятельности.
Вариант 2 предусматривает обучение по АООП с изменениями в содержательном и
организационном разделах (программы отдельных учебных предметов, курсов
коррекционно-развивающей области и курсов, как в урочной, так и внеурочной
деятельности, реализующиеся на основе учебного плана), что предполагает
дополнительные условия в общеобразовательном классе.
3.2. Обучающиеся имеют право на предоставление условий для обучения с учетом
особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в т. ч. получение
социально-педагогической и психологической помощи:
- в классах общего образования, в которых обучаются дети по АООП,
разработанной в соответствии с ФГОС ОВЗ;
- в классах для обучения по специальной индивидуальной программе развития
(СИПР), учитывающей особенности психофизического развития, индивидуальные
возможности обучающегося в соответствии с ФГОС ОВЗ;
- в классах, в которых реализуется инклюзивная форма обучения;
- в классах, в которых реализуются здоровьесберегающие технологии и созданы
специальные условия обучения для детей-инвалидов и детей, имеющих хронические
заболевания, подтверждающиеся медицинским заключением;
- обучение на дому (с использованием дистанционных образовательных
технологий);

- индивидуальное обучение обучающихся с ОВЗ с выраженными поведенческими
отклонениями (индивидуальный учебный план).
3.3. Обучающиеся с ОВЗ получают образование в следующих формах:
- в образовательной организации;
- вне образовательной организации.
3.4. Обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ происходит как в ходе уроков, так
и во время внеурочной деятельности, которая определяется учебным планом,
индивидуальным учебным планом, индивидуальным образовательным маршрутом.
В первой половине дня могут быть организованы коррекционно-развивающие занятия с
учителем-логопедом, учителем-дефектологом и педагогом-психологом для обучающихся
на дому.
3.5. Коррекционно-развивающую работу с обучающимися проводят педагогпсихолог, социальный педагог. Для этих занятий предусматривается 1-2 часа
коррекционно-развивающей работы в неделю, согласно рекомендациям ПМПК.
3.6. Реализация индивидуальных учебных планов может сопровождаться
поддержкой тьютора (ассистента, помощника) на основании рекомендации ПМПК или
ИПРА для ребенка-инвалида.
3.7. Школа несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, реализацию
их конституционного права на получение бесплатного образования в пределах усвоения
ими
адаптированных
общеобразовательных
программ,
соответствующих
их
психофизическим возможностям.
3.8. Родители (законные представители) принимают участие в процессе
реабилитации детей. Родители (законные представители) имеют право получать
информацию обо всех видах планируемых обследований (психолого-педагогических)
обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких
обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о
результатах проведенных обследований обучающихся. По согласованию с
администрацией школы родители имеют право присутствовать на уроках и
индивидуальных занятиях, принимать участие в подготовке и проведении всех
внеклассных и внешкольных мероприятий.
IV. ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ЛИЦ С ОВЗ
4.1. Форма обучения и программа определяется при зачислении обучающегося
в Школу по заявлению родителя (законного представителя) ребенка в соответствии
с медицинскими показаниями, заключением ПМПК.
4.2. С учетом потребностей и возможностей развития личности обучающегося
общеобразовательные программы могут осваивать в следующих формах: классноурочная, групповая, надомная, с использованием дистанционных технологий, смешанная.
4.3. Классно-урочная и групповая формы обучения.
При организации совместного обучения лиц с ОВЗ и обучающихся, не имеющих
таких ограничений, могут создаваться классы интегрированного обучения (инклюзия).
Количество обучающихся с ОВЗ в одном классе не более 3-4 человек
(в коррекционных классах – не более 12 человек).
Количество отдельных классов для обучающихся с ОВЗ определяется
возможностью Школы, санитарными нормами и условиями для осуществления
образовательного процесса.
Наполняемость классов:

- классно-урочная форма – не более 15 обучающихся (в зависимости от санитарных
норм).
Пятидневная учебная неделя, начало занятий – 8.30, продолжительность уроков во
2-9 классах – 40 минут, в первых классах в первом полугодии – не более 35 минут, во
втором полугодии – не более 40 минут.
Учебный план разрабатывается на основе Федерального государственного
образовательного стандарта. При этом часть, формируемая участниками образовательных
отношений, позволяет учитывать интересы обучающихся, их потребности
психофизические возможности.
Недельная учебная нагрузка классно-урочной формы обучения соответствует
учебному плану АООП образовательного учреждения на текущий год.
4.4. Надомная форма обучения.
Индивидуальное обучение на дому для лиц с нарушением интеллекта и
психического развития организовывается обучающимся, входящим в контингент Школы,
при наличии справки, в которой рекомендуется данная форма обучения.
График организации образовательного процесса в форме обучения на дому,
образовательные технологии должны обеспечивать образование обучающегося в
соответствии с государственным образовательным стандартом.
Пятидневная учебная неделя, продолжительность уроков во 2-9 классах до 30
минут, в первых классах в первом полугодии – не более 30 минут, во втором полугодии –
не более 30 минут.
Учебный план разрабатывается на основе Федерального государственного
образовательного стандарта. При этом вариативная часть его позволяет учитывать
интересы обучающихся, их потребности и возможности. Выбор учебного плана
осуществляется на основании психолого-медико-педагогических рекомендаций совместно
с родителями. Право распределения часов по учебным дисциплинам предоставляется
Школе с учётом индивидуальных психофизических особенностей, медицинских
рекомендаций.
Расписание занятий согласовывается с родителями обучающегося и утверждается
директором Школы.
С родителями (законными представителями) обучающегося заключается договор
об обучении на дому.
V. АТТЕСТАЦИЯ ЛИЦ С ОВЗ
5.1. Оценка учебных достижений обучающихся с ОВЗ осуществляется: во 2-9
классах – по четвертям. Используется 5-ти бальная система оценок. В 1 классе
безотметочная система обучения.
5.2. Система аттестации включает:
5.2.1. Обучающиеся с ОВЗ могут не участвовать в диагностиках, тестировании и
других формах мониторинга муниципального, регионального и федерального значения.
5.2.2. Обучающиеся с интеллектуальными нарушениями выполняют по окончании
учебного года – годовые контрольные работы.
5.2.3. Государственная итоговая аттестация обучающихся с ОВЗ с сохраненным
интеллектом проводится в форме государственного выпускного экзамена в соответствии с
Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным
программам среднего общего образования, утвержденной приказом Министерства
просвещения России и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от
07.11.2018 № 190/1512.

5.2.4. Обучающиеся с ОВЗ имеют право по отдельным учебным предметам по
своему желанию проходить государственную итоговую аттестацию в форме основного
государственного экзамена (9-е классы) и единого государственного экзамена (11-е
классы).
5.2.4. Лицам с ОВЗ, получившим основное общее и среднее общее образование,
успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию в форме основного
государственного экзамена (9-е классы) и единого государственного экзамена (11-е
классы), выдаются документы об образовании (аттестаты об основном общем и среднем
общем образовании).
5.2.5. Лицам с ОВЗ имеющие интеллектуальные нарушения по окончании
основного общего образования (9 классов) выдаётся документ об образовании
(свидетельство обо образовании).
VI. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ С
ПРИМЕНЕНИЕМ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ И ДИСТАНЦИОННЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий
может осуществляться при реализации образовательных программ в любой форме
обучения (очной, очно-заочной, заочной), а также при сочетании различных форм
обучения в соответствии с Положением о дистанционном обучении.
VII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
7.1. Настоящее Положение является локальным нормативным актом, принимается
на общем собрании Организации, согласовывается с Родительским комитетом и
утверждается (либо вводится в действие) приказом руководителя Организации.
7.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются
в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской
Федерации.
7.3. Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к
Положению принимаются в порядке, предусмотренном п. 7.1. настоящего Положения.
7.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов
и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».